Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
               Справочная информация

 

Версия для слабовидящих
 

«Артём Сидоров: развитие страны требует экологических решений», 20 мая 2016 г. – газета «Президент»

Охрана окружающей среды – важнейшая функция государства. С ростом урбанизации и расширением производств отношения человека с Природой становятся всё более напряжёнными. Сегодня на вопросы газеты «Президент» отвечает Артём Сидоров, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

– Артём Георгиевич, в чём заключается стратегическая цель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования?

– Стратегическая цель – сокращение количества территорий с неблагоприятными условиями проживания для людей, обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение нашей природы.

Сегодня уже для всех очевидно, что устойчивое развитие нашей страны требует согласованных экономических и экологических решений. Именно экологи решают сложнейшую задачу обеспечения баланса между возрастающей техногенной нагрузкой на окружающую среду, связанной с ростом уровня производства, и экологической безопасностью. Профессионально и грамотно используя такие инструменты обеспечения экологической безопасности, как государственный экологический контроль, нормирование воздействия на окружающую среду, экологический мониторинг и экологическую экспертизу, экологи, по сути, создают эти самые необходимые условия для движения в будущее, сохранения паритета между его потребностями человека и способностью природной среды к самовосстановлению и воспроизводству.

5 июня отмечается очень важный праздник – Всемирный день охраны окружающей среды. Защита окружающей среды – задача каждого из нас. Только совместными усилиями мы сможем сохранить окружающую нас природу и приумножить ее богатства для будущих поколений.

–  В СМИ сегодня много обсуждают проблему отходов. Встречаются такие формулировки: «Обороты теневого рынка мусора лишь немного проигрывают наркотрафику». Каковы размеры проблемы на самом деле? И какие меры принимает Ваше ведомство для пресечения такой деятельности?

– Проблема в следующем. У нас до последнего времени транспортировка отходов никак не лицензировалась. Расчет был на добропорядочность хозяйствующих субъектов. Не сработало. В итоге существенный сегмент этого рынка заняли недобросовестные, стихийные участники. Они не регистрируются в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не платят налоги, не разрабатывают экологическую документацию, вывозят отходы на необорудованных транспортных средствах туда, куда им удобно. Работает это просто: «серые» перевозчики часто за наличные деньги перевозят отходы неизвестно куда – частично на полигоны, платя непосредственно каким-то дельцам, частично – просто вываливают этот мусор, где придется, прикарманивая все деньги.

Росприроднадзор несколько лет боролся с этой системой, доказывая на разных уровнях необходимость возврата к лицензиям. Сегодня наши доводы поддержаны и Правительством, и законодателем. С 1 июля все компании, работающие в сфере обращения с отходами, занимающиеся сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности обязаны получить или переоформить лицензию. Уверен, после этого ситуация резко изменится. Хотя бы потому, что за работу без лицензии владельцу «черного мусоровоза» будет грозить не только административная, но и уголовная ответственность. Реальный тюремный срок.

– Какова сегодня ситуация с выдачей лицензий на работу с отходами?

– На сегодняшний день в территориальные органы Росприроднадзора обратилось порядка 8 тысяч соискателей лицензии и лицензиатов.

Чтобы успеть вовремя оформить лицензию, заявление необходимо подать до 1 июня. Сроки рассмотрения заявки и выдачи лицензий Росприроднадзором сокращены до 30 дней (ранее было 45 дней). Так что тем, кто еще не получил лицензию, стоит поторопиться с заявлением в территориальные органы Росприроднадзора. При этом обязательно наличие у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Мной дано поручение руководителям территориальных органов Росприроднадзора взять под личный контроль работу по выдаче лицензий. Во всех регионах должны быть организованы прием и консультирование заявителей по вопросам лицензирования (не реже 1 раза в неделю) и телефонные «горячие линии». Также до 1 июля будет увеличена численность сотрудников отделов, осуществляющих предоставление государственной услуги по лицензированию.

Наша первоочередная задача в этой области – сформировать доступный, понятный инструмент и единые правила в сфере обращения с отходами. От внедрения механизма лицензирования в совокупности с экологическим сбором мы ожидаем значительного снижения количества нарушений, выявляемых в сфере обращения с отходами производства и потребления.

– Каковы, на Ваш взгляд, принципиальные изменения в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, которые необходимы в первую очередь?

– Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, определяет такие меры. В частности, предполагается стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств; развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления; строительство и модернизация очистных сооружений, внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод и многое другое.

На самом деле, в сегодня мы все находимся на этапе перехода к принципиально новым механизмам государственного экологического регулирования. Кардинально меняются подходы к нормированию негативного воздействия на окружающую среду. В основу новой системы, которая в полной мере заработает с 2019 года, будет положен принцип использования наилучших доступных технологий, что позволит не только минимизировать нагрузку на природу, но и даст дополнительный толчок модернизации экономики.

Со своей стороны, Росприроднадзор также работает над повышением эффективности надзорной деятельности. В частности, нами дан старт пилотному проекту с Государственной корпорацией «Роскосмос», планируется космическая съемка и дешифрирование определенных участков по всей территории России с дальнейшим проведением рейдов по выявленным разливам нефти и нефтепродуктов. Считаем весьма перспективным направлением работы выявление нарушенных земель с использованием данных дистанционного зондирования Земли.

Несмотря на очевидную необходимость внедрения высокотехнологичных систем контроля и мониторинга, надо признать, что значительный объем информации мы получаем от граждан и общественных объединений. Поэтому отдельный вопрос сегодня – создание института общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Хочу также обратить внимание на производственный экологический контроль – внутренний самоконтроль, который предприятие обязано осуществлять на всех направлениях своей производственной деятельности. На фоне сокращения количества проверок со стороны надзорных органов значимость производственного экологического контроля возрастает и, по сути, становится определяющей в обеспечении экологической безопасности.

– Выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха в крупных городах и в городских агломерациях – охарактеризуйте, пожалуйста, эту проблему. Как вы ее решаете?

– В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года отмечено, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Государственной программой «Охрана окружающей среды» предусмотрено улучшение экологических условий жизни для более чем 700 тысяч россиян, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью.

Несмотря на ежегодное снижение объемов выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками, в Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в России входит около 20 населенных пунктов. Ключевой задачей органов государственного экологического надзора вижу сокращение таких списков неблагополучных городов посредством оздоровления экологической обстановки.

Надеюсь, что 2017 год, объявленный Президентом России Годом экологии, позволит реально изменить ситуацию к лучшему. Уже сегодня, в рамках подготовки к Году экологии, ряд крупнейших предприятий взяли на себя обязательства снизить негативное воздействие на природу. В соглашениях, которые они подписали с Минприроды, Росприроднадзором и региональными властями, они обязуются вложить довольно серьезные средства в природоохранные мероприятия и модернизацию производств. Надеюсь, что в ближайшее время таких предприятий станет больше.

СПРАВКА:

Артем Георгиевич Сидоров родился 13 июля 1975 г. в Казани (Республика Татарстан).

В 1997 г. окончил Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище (ныне Пензенский артиллерийский инженерный институт им. Н.Н. Воронова) по специальности «инженер импульсных тепловых машин», в 2001 г. – юридический факультет Казанского государственного университета по специальности «юрист». В 2014 г. окончил Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева по специальности «инженер-эколог».

В 2001-2006 гг. работал в органах внутренних дел Министерства внутренних дел Республики Татарстан. Занимал должности инспектора информационно-аналитического отдела штаба, начальника штаба – заместителя начальника отдела информационно-аналитической работы управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды (экологическая милиция).

В 2006-2007 гг. работал управляющим делами Министерства экологии и природных ресурсов Татарстана.

С 2007 г. – главный советник, в 2008-2010 гг. – заместитель начальника Управления по работе с территориями президента Республики Татарстан.

С 24 ноября 2010 г. занимал пост министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в правительстве Ильдара Халикова.

Награжден медалью Министерства внутренних дел по Республике Татарстан «За отличие в службе» III степени, нагрудным знаком республиканского МВД «За верность долгу», медалями «В память 1000-летия Казани» и МЧС России «За содружество во имя спасения», ведомственным почетным знаком Министерств природных ресурсов РФ «За отличие в службе».

 

Опубликовано в газете «президент 20.05.2016