Перейти к основному содержанию
Оперативные дежурные: 8(499)766-21-55
               Справочная информация

 

Версия для слабовидящих
 

"Переход к новым механизмам экологического регулирования", 11 января 2016 г. - журнал "Экология производства"

В сентябре 2015 г. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был назначен А.Г.Сидоров, ранее занимавший пост министра природных ресурсов и экологии Республики Татарстан. Редакция журнала обратилась к новому руководителю самого главного для природопользователей ведомства с некоторыми вопросами.

 

- Артем Георгиевич, несколько слов о профессиональном пути. Как Вы пришли в экологию?

Так сложилось, что сразу после школы я связал свою жизнь со службой Родине, с государственной службой. После окончания артиллерийского инженерного училища служил в Вооружённых Силах. Потом была служба в МВД Республики Татарстан, где в 2002 году было создано Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды. В экологической милиции я прослужил пять лет. Новая работа буквально захватила меня. Все было интересно, все в новинку. Кстати, именно в это время пришло понимание важности экологической темы в нашей жизни, вырабатывались базовые ценности. Важнейшим жизненным этапом стала работа в Аппарате Президента Республики Татарстан (на тот момент Президентом РТ был Минтимер Шарипович Шаймиев), где я занимался вопросами взаимодействия с органами местного самоуправления. Это была большая школа жизни, которая много мне дала и очень многому научила. И опыт этой работы во многом помогает справиться с возложенными на меня сейчас обязанностями.

В 2010 году Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов доверил мне руководство министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Это еще одна «пятилетка» жизни…

Помню, как-то в очередной раз смотрел фильм «Чародеи». Помните, это «видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий» ?! Я понял, что это про нашу жизнь. Про каждого из нас: если ставишь перед собой цель, очень хочешь добиться какого-то результата, то обязательно добьешься своего!

 

- Какие решения Республики Татарстан в природоохранной сфере Вы считаете наиболее удачными?

Честно говоря, всегда предпочитал, чтобы мою работу оценивали другие. К тому же, сложно быть объективным, когда дело касается твоего любимого дела.

Уникальность Татарстана заключается в том, что вся работа по обеспечению экологической безопасности республики - это, безусловно, «командный зачет». Это итог совместной работы природоохранных органов всех уровней – и

федерального, и регионального, и местного – во взаимодействии с правоохранительными органами, а самое главное – с жителями Татарстана. Все, что удалось – было сделано благодаря этому взаимодействию в нашей республике. Кстати, по- латыни res publica - это «общее дело». Считаю, нам удалось создать и реализовывать понятную и прозрачную экологическую политику, нацеленную на устойчивое социально-экономическое развитие региона.

Был усилен экологический надзор, повышен статус государственных инспекторов по охране природы Республики Татарстан, минимизировано количество противоправных действий и правонарушений в сфере рационального использования и охраны недр, в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов. Кстати, я уверен, что, например, опыт реализации программы по обеспечению экологической безопасности Нижнекамского промышленного узла, крупнейшего в России центра нефтехимической промышленности, может быть полезен и другим регионам. Его можно и нужно тиражировать.

В Татарстане удалось создать качественную региональную систему экологического мониторинга, поднять уровень доступности информации о качестве компонентов окружающей среды для населения. Еще одна важная вещь - создание института общественных инспекторов по охране природы, развитие механизмов гражданского экологического контроля, таких как «Народный контроль», «Экологический патруль» и другие.

Очень важное направление работы – внедрение основ «зеленых» стандартов в строительстве. В Республике Татарстан они были апробированы при реализации федерального проекта по созданию уникального для всей России города Иннополиса, города нового типа с устойчивой экосистемой, современной жилой и высокотехнологичной производственной инфраструктурой.

В общем, о работе могу рассказывать много. Упомяну, пожалуй, еще об одном - экологическое сопровождение организационно-технических мероприятий в период подготовки и проведения в г. Казани XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года и XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года, которое было официально признано успешным.

 

- Каковы приоритетные задачи в настоящий момент для Росприроднадзора?

В последние годы явно просматривалась необходимость принципиальных изменений в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Наиболее инициативные субъекты России, муниципальные власти, представители промышленного комплекса на протяжении ряда лет обсуждали и предлагали федеральному центру целый пакет соответствующих мер.

Сегодня ряд очень важных решений получил поддержку правительства и законодателя. Принят комплекс нормативно-правовых актов, определивший вектор дальнейшего развития системы экологической безопасности Российской Федерации на ближайшие десятилетия. Так что сегодня мы все находимся на этапе перехода к принципиально новым механизмам государственного экологического регулирования.

Прежде всего, это относится к системе обращения с отходами. Я имею в виду, конечно, реализацию требований Федерального закона от 29.12.2014 № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"».

Другая важнейшая задача - выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха, прежде всего в крупных городах, в городских агломерациях, где зачастую основные производственные циклы связаны с большим объемом выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

Еще одна приоритетная задача - надзор за соблюдением требований закона в области использования и охраны водных объектов. К сожалению, о фактах неправомерного использования земельных участков, попадающих в границы водоохранных зон водных объектов, мы слышим часто. Нужно наводить порядок. Безусловно, следует активизировать работы по охране озера Байкал, защите уникальной байкальской экосистемы от пагубного воздействия человека. Надеюсь, что удастся интенсифицировать работы в рамках соответствующей Федеральной целевой программы.

В 2015 году начаты работы по усилению надзора на море. Для этого уже созданы два специализированных межрегиональных морских управления - на Тихом океане, во Владивостоке, и на Черном море, в Новороссийске. Будем продолжать работу по этому направлению.

В общем, сегодня природоохранная политика вошла в эпоху перемен. Это всегда трудный период, требующий максимальной концентрации усилий, и наша задача - пройти его достойно. Это не в последнюю очередь зависит и от того, насколько удастся наладить эффективное взаимодействие всех уровней власти, бизнес-сообщества, общественных экологических институтов…

 

- Как изменятся полномочия Росприроднадзора в связи с изменениями в законодательстве?

В ноябре утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». По нему за Росприроднадзором, в частности, закреплены полномочия по осуществление функции оператора единой государственной информационной системы учета

отходов от использования товаров, согласованию через территориальные органы Росприроднадзора региональных программ в области обращения с отходами и схем обращения с ними, осуществление подтверждения отнесения отходов I-Vклассов опасности к конкретному классу опасности, осуществление приема отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов и осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов. Мы также осуществляем контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора.

На сегодняшний день Росприроднадзор осуществляет более 120 государственных функций и полномочий. Так что, полномочий хватает. При этом мы отдаем себе полный отчет, что для эффективной реализации этих полномочий необходимо не только эффективная работа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, но и консолидация усилий всех, кто любит природу, кто заботится о ней. Мы очень заинтересованы в том, чтобы природоохранная деятельность стала общим делом всех граждан.

 

- Возможны ли кадровые решения для оптимизации работы службы?

Как известно, «кадры решают все». Успешная работа любой организации – это в большой степени вопрос четко организованной работы дружной команды квалифицированных профессионалов. Они – главная ценность организации и главный драйвер развития.

Сегодня определенные изменения произошли со структурой центрального аппарата Федеральной службы. Мы сделали акцент на усилении контроля за работой территориальных органов и аналитической работе. Считаем, что это повысит нашу эффективность.

Очевидно, что функционирование и развитие государственной службы невозможно без систематической кадровой работы. Мы должны активнее использовать как проверенные практикой, так и инновационные кадровые технологии. Где-то целесообразно использовать ротацию кадров, а где-то – например, кооптацию, то есть «самонаполнение». Мы нацелены на то, чтобы формировать кадровый резерв, выращивать руководителей, повышая квалификацию наших госслужащих, лучше использовать систему мотивации работников на эффективный труд.

Отдельно хотелось бы остановится на вопросе противодействия коррупции. Росприроднадзор нацелен как на предупреждение, профилактику коррупционных проявлений, так и минимизацию либо ликвидацию последствий коррупционных правонарушений. Я глубоко убежден, только создание полной прозрачности в работе Службы поможет в борьбе с коррупцией. Будем делать все возможное для этого.

 

- Большая нагрузка ложится на Росприроднадзор и его территориальные органы в связи с лицензированием деятельности с отходами. Какова ситуация в этой сфере сейчас?

Принятые в последние полтора года изменения существенно реформируют всю систему природоохранного законодательства. Эти нововведения затрагивают не только надзорную и разрешительную деятельность Росприроднадзора, но и фактически создают целую новую отрасль в сфере обращения с отходами.

На настоящий момент Правительство России формирует целый пакет подзаконных актов, затрагивающих обязанности органов исполнительной власти субъектов Федерации, например, по принятию целевых региональных программ в области обращения с отходами, в том числе коммунальными, а также производителей и импортёров товаров (продукции) по утилизации и уплате экологических сборов.

Надеюсь, это позволит придать импульс развитию инфраструктуры по вовлечению отходов в повторный хозяйственный оборот, что соответствует провозглашённой Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным государственной экологической политике.

Со своей стороны, Росприроднадзор приступил к лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Для снижения административных барьеров сегодня принимаются меры по оптимизации процедуры лицензирования и получения необходимых согласований, направленных, в том числе и на сокращение общих сроков получения требуемых документов. В тесном взаимодействии с Минприроды мы работаем, с одной стороны, над созданием максимально комфортных условий для добросовестных природопользователей, а с другой - осуществляя свои надзорные функции, обеспечиваем экологическую безопасность страны.

 

- В 2015 году все предприятия должны встать на государственный учёт. Это очень большая работа и всех сейчас волнует вопрос, как будет организована эта работа?

Действительно, очень важное нововведение – с 1 января все источники негативного воздействия на окружающую среду будут подлежать обязательному учету и станут объектом государственного экологического надзора. Собственно, все это делается для получения более полной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и определения областей применения наилучших доступных технологий.

Основанием для постановки на государственный учет объектов является заявка о постановке на государственный учет объектов. Согласно пункту 3 статьи 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», форма заявки, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Росприроднадзором подготовлен проект соответствующего приказа, который сейчас проходит процедуру согласования. Предполагается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут подавать заявки на нашем сайте. Для этого надо будет заполнить интерактивную форму, которая будет размещена как только мы пройдем все необходимые процедуры.

Подводя итог сказанному, хочу сказать, что изменения в законодательстве накладывают на Федеральную службу большую ответственность. Мы это осознаем и знаем, что надо делать. И эта работа уже делается. В то же время хочу отметить, что успешное построение комплексной системы экологической безопасности возможно только при консолидации усилий властей всех уровней с экспертным сообществом, бизнесом, общественными организациями и неравнодушными гражданами. Чтобы забота об окружающей среде, а в конечном итоге, том мире, в котором мы живем, стала делом каждого, тем самым res publica. И, я убежден, так и будет!

 

- Спасибо, Артем Георгиевич, за интервью. В преддверии новогодних праздников позвольте пожелать Вам и всему возглавляемому Вами коллективу здоровья, благополучия и достижения всех намеченных целей.

 

Опубликовано в журнале «Экология производства» N 1, 2016